Офис — не просто помещение, где работники выполняют свои профессиональные обязанности. Это микросреда, которая влияет на вовлеченность в рабочий процесс, производительность труда, поддержание корпоративной этики, создание здорового психологического климата в коллективе. Для успешного и оперативного решения бизнес-задач важна правильная организация рабочего места каждого сотрудника и офисного пространства в целом. В дизайн-проекте офиса нужно учитывать:

  • направление работы компании;
  • специфику решения актуальных задач (коллегиальное, персональное, с регулярным взаимодействием);
  • соподчиненность и распределение функций по подразделения и работникам;
  • площадь помещения, число сотрудников;
  • особенности режима труда и отдыха;
  • имидж компании, корпоративную культуру;
  • требования СНиП, СанПиН, НПБ.

Наконец, не лишним будет обратиться к мнению руководства — выяснить пожелания, предпочтения, исходящие из потребностей бизнеса и личного вкуса.

Виды планировки

Организация рабочего помещения начинается с общей планировки. Сегодня доминируют три типа офиса — классические (кабинетные), открытые (open spaсe), комбинированные (смешанные).

Кабинетная планировка

Классический тип обустройства офиса основан на изолированном зонировании. Помещение разбито на отдельные кабинеты — для руководства, бухгалтерии, отделов, подотделов, единичных работников. Дизайн кабинетов объединен общим решением, но может отличаться небольшими интерьерными нюансами.

К плюсам кабинетного обустройства относятся:

  • высокая поглощенность рабочим процессом (сотрудников не отвлекают посетители, посторонний шум, запахи офисного кафетерия и т. д.);
  • возможность организации рабочего места на свое усмотрение (расстановка мебели, оргтехники, хранение личных вещей);
  • сохранение конфиденциальности при ведении телефонных переговоров, непосредственном контакте с клиентами/коллегами.

Минусами становятся:

  • недостаточная скоординированность действий между отделами;
  • сложность управления, контроля, наблюдения за работой сотрудников;
  • отсутствие сплоченности, дружелюбной атмосферы в коллективе.

Кроме того, кабинетное зонирование — довольно затратный вид интерьера.

Планировка open spaсe

Открытый офис — единое рабочее пространство с подчеркнуто демократической организационной структурой — большое помещение, в котором располагаются все сотрудники. Для обособления персонального рабочего места используют стационарные или мобильные офисные перегородки. Они задают границы личного пространства, но при этом не мешают активному взаимодействию сотрудников, принятию коллегиальных решений.

Плюсы обустройства офиса по типу open spaсe:

  • оперативная связь, простота коммуникации с коллегами;
  • оптимизация площади помещения, экономия на обустройстве офиса;
  • поддержание единства команды;
  • удобство контроля и управления со стороны руководства.

К минусам относятся:

  • воздействие отвлекающих (раздражающих) факторов, способных снизить продуктивность;
  • психологический дискомфорт, основанный на гиперконтроле, невозможности уединиться;
  • высокий риск быстрого распространения респираторных вирусов.

Американский стиль open spaсe чаще всего используют в колл-центрах, рекламных агентствах, банках. Это лаконичный высокотехнологичный дизайн с небольшим количеством практичной мебели, простые формы, однотонная гамма, минимум декора. В европейском стиле открытого офиса единое рабочее пространство сочетается с отдельными кабинетами для руководящего состава компании. Хорошо подходит, например, для редакции журнала или IT-компании.

Комбинированная планировка

Считается образцом сочетания оптимизации, функциональности и коммуникативных возможностей. В комбинированном офисе реализуются плюсы открытой и кабинетной планировки. Для зонирования рабочих мест используют стационарные, чаще всего, звуконепроницаемые разделительные экраны/перегородки. Они перекрывают помещение от пола до потолка, создавая отдельные пространства для работы одного или нескольких сотрудников, объединенные общей зоной свободного перемещения. Дизайн-проект создается в едином стиле, с одинаковой мебелью для персонала. Предпочтение отдается интерьеру лофт или хай-тек. На смежной территории или внутри open spaсe располагаются кабинеты руководства, отдела кадров, экономического отдела, оборудованные в том же стиле, но с подчеркнутой важностью и комфортабельностью.

Другие виды офисного обустройства — коворкинг и хоум-офис — предназначены для удаленной работы сотрудников и не требуют принятия организационных решений от руководства. В коворкинг-пространствах априори есть все необходимое, а создание рабочей обстановки дома зависит от сотрудника. Компания предоставляет лишь доступ к базам данных и техническое обеспечение, может оплачивать услуги связи, интернет.